Создать акаунт
Студворк — интернет-сервис помощи студентам


БАНК РАБОТ » Психология » Исследование взаимосвязи стилей семейного воспитания с акцентуациями характера и склонностями к агрессивному поведению у подростков

Исследование взаимосвязи стилей семейного воспитания с акцентуациями характера и склонностями к агрессивному поведению у подростков

12 ноя 2016, 15:14
1 330
0
| Жалоба
ИНФОРМАЦИЯ
Вид работы:
Курсовая работа
Дисциплина:
ВУЗ:
Город, год:
Город не указан 2014
Уникальность:
% по системе
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме влияния стиля семейного на становление личности подростка
1.1. Психологические исследования подросткового возраста 7
1.2. Теоретические подходы к факторам, влияющим на возникновение склонностей к агрессивному поведению 14
1.3. Теоретические подходы к стилям семейного воспитания и их влияния на формирование личности подростка 30
1.4. Теоретические подходы к проблеме акцентуаций характера 39
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стилей семейного воспитания с акцентуациями характера и склонностями к агрессивному поведению у подростков
2.1. Программа эмпирического исследования и её теоретическое обоснование 50
2.2. Программа эмпирического исследования 59
2.3. Анализ и интерпретация результатов 60
Выводы по главе 2 93
Заключение 95
Список литературы 97
Приложения

Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что подростковый возраст – один из наиболее кризисных этапов в становлении личности человека. Это возраст важнейших преобразований в сфере сознания индивида, в его деятельности и системы взаимоотношений. Основу для формирования новых психологических и личностных качеств составляют стили семейного воспитания, общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр. Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Для этого периода характерны достаточно частые стрессы, связанные с интенсивностью и сложностью учебного процесса, с профессиональным самоопределением, с переходом на новые формы обучения, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей. Среди способов снижения эмоционального напряжения и выхода из стрессовой ситуации у подростков отмечается агрессивное, аддиктивное или даже суицидальное поведение.
Развитие личности подростка согласно многочисленным исследованиям, зависит от стабильности семейной среды, стиля воспитания его родителями. Также стоит отметить, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Весь негатив современной жизни проявляется особенно ярко на воспитании подростков из неполных семей. Помимо материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития.
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Исследованием проблем подросткового возраста занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, В.С. Мухина, М. Кае, Д.И. Фельдштейн, А. Фрейд. Существенный вклад в исследование проблемы генезиса неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях, внесли такие ученые как: М.И. Буянов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Й. Лангеймейр, В.С. Мухина, З. Матейчик, А.С. Спиваковская, М. Скофилд, М. Хофман, Р. Эванс.
Интерес большинства современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется большой значимостью роли взрослого для развития личности ребенка. Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влиянием на развитие ребенка занимались зарубежные и отечественные педагоги-психологи и психотерапевты (Адлер А., А.И. Захаров, А.Е. Личко, Эриксон Э., Куликова Т.А, М. Кляйн, А.С. Спиваковская, В.В. Столин др.).
Проблема агрессивного поведения является одной из важных проблем современной школы. Она лежит в основе стойких форм школьной неуспеваемости. Российские исследователи рассматривают агрессивность как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты(В.А. Аверин, В.П. Зинченко, Н.Д. Левитов, Б.Г. Мещеряков, Л.М. Семенюк, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.).
В частности, характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кроме того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.
Объект исследования – 20 подростков из неполных семей и 20 подростков из полных семей в возрасте 13-17 лет.
Предмет исследования – стили семейного воспитания, склонность к агрессивному поведению и акцентуации характера у подростков из неполных и полных семей.
Цель исследования – выявить влияние семейного воспитания и личностных свойств на склонность к агрессивному поведению у подростков из полных и неполных семей.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ литературы с целью определения методологической основы исследования.
2.Подобрать методики, валидные целям и задачам исследования.
3.Провести эмпирическое исследование и интерпретировать результаты.
Гипотеза:стили семейного воспитания влияют на склонность к агрессивному поведению и акцентуации характера.
Методы исследования:анализ литературных источников, психологическое тестирование, математическая обработка с помощью программы SPSS Statistics 17.0.
В качестве исследовательского инструментария выступали методики: исследование самооценки по методу Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна; исследование склонностей к агрессивному поведению по опроснику А. Басса А. Дарки; характерологический диагностический опросник Леонгарда-Шмишека; опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого.
Теоретической основой нашей курсовой работы являются труды таких учёных, как:А.Е.Личко,К.Леонгард,Э.Б.Эйдемиллер,Л.С.Выготский и др.
Работа состоит из: содержания, введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Список литературы насчитывает пятьдесят четыре источника.

Заключение
Актуальность выбранной темы была обусловлена тем, что подростковый возраст – один из наиболее кризисных этапов в становлении личности человека. Основу для формирования новых психологических и личностных качеств составляют стили семейного воспитания, общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и так далее.
Весь негатив современной жизни проявляется особенно ярко на воспитании подростков из неполных семей. Помимо материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываются фактором риска возникновения асоциального поведения, возникают проблемы во взаимоотношениях ребенка с социальным окружением.
В подростковом возрасте дети развиваются намного быстрее в физическом плане, чем в психическом; стремятся казаться взрослее, чем есть на самом деле. Если родители не будут терпимо относиться к происходящим изменениям с их детьми, то это может привести к агрессивному поведению подростка.
В результате исследования выяснилось, что для подростков из полных семей преобладающими типами акцентуаций являются гипертимный, неустойчивый и циклоидный типы. Для подростков из неполных семей характерно преобладание гипертимного, сензитивного и комформных типов акцентуаций характера.
Агрессивные тенденции присущи испытуемым из полных семей и неполных семей, но их выраженность варьирует. Подростки из неполных семей обычно являются инициаторами конфликтов в исходно неконфликтных ситуациях. Подростки из полных семей склонны вести себя агрессивно преимущественно в ситуациях, угрожающих их здоровью, жизни, личному достоинству.
В процессе исследования и анализа семейного воспитания нами были выявлены существенные отличия между полными и неполными семьями. Так, в полных семьях нами в 35% случаев не отмечено существенных нарушений в семейном воспитании детей подросткового возраста, в то время как в неполных семьях в 25% семей отмечен такой тип негармоничного семейного воспитания, как гипопротекция, в 20% семей – повышенная моральная ответственность и в 20% доминирующая гиперпротекция. Не отмечено нарушений в семейном воспитании в неполных семьях только у одной семьи (5%), что мы связываем с активной позицией бывшего мужа, который принимает участие в воспитании сына.
По результатам эмпирического сбора данных и последующей их математической обработки, были получены следующие результаты.
Полные семьи: педантичность положительно взаимосвязана с чрезмерностью санкций(r=0,493, р=0,026). Чем больше родители предъявляют высоких требований по отношению к ребёнку, тем больше вероятность, что он будет очень требователен к окружающим, аккуратен.
- педантичность положительно взаимосвязана с предпочтением детских качеств (r=0,457, р=0,042). Чем дольше родители не хотят признавать тот факт, что ребёнок уже повзрослел и стоит относиться к нему, как ко взрослому, тем вероятнее это провоцирует развитие у него требовательности, аккуратности, в ответ на нежелание родителей считать его взрослым и самостоятельным.
...
КУПИТЬ РАБОТУ
СТОИМОСТЬ РАБОТЫ: 
 1500 руб.
- Введите нужную сумму и нажмите на кнопку "Перевести"
- После оплаты отправьте СКРИНШОТ ОПЛАТЫ и ССЫЛКУ НА РАБОТУ на почту Studgold@mail.ru
- После проверки платежа файл будет выслан на вашу почту в течение 24 ЧАСОВ.
- Если цена работы не указана или менее 100 руб., то цену необоходимо уточнить в службе поддержки и только потом оплачивать.
ПОДДЕРЖКА: 
Studgold@mail.ru
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ


Студворк — интернет-сервис помощи студентам