Создать акаунт
Студворк — интернет-сервис помощи студентам


БАНК РАБОТ » Психология » Взаимосвязь акцентуаций характера и механизмов защитно - совладающего поведения у подростков

Взаимосвязь акцентуаций характера и механизмов защитно - совладающего поведения у подростков

12 ноя 2016, 15:08
2 101
0
| Жалоба
ИНФОРМАЦИЯ
Вид работы:
Дипломная работа
Дисциплина:
ВУЗ:
Город, год:
Город не указан 2015
Уникальность:
% по системе
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме акцентуаций характера и механизмов защитно-совладающего поведения у подростков 7
1.1.Психологические особенности развития детей подросткового возраста 7
1.2.Теоретические подходы к проблеме акцентуаций характера в отечественной и зарубежной литературе 13
1.3.Теоретические подходы к проблеме формирования механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной литературе 21
1.4.Теоретические подходы к проблеме совладания с жизненными трудностями в современной психологии 31
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи акцентуаций характера и механизмов защитно-совладающего поведения у подростков 38
2.1.Программа эмпирического исследования и её теоретическое обоснование 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов 42
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение
Подростковый возраст – период становления личности, который является самым трудным и сложным из всех детских возрастов. На этом этапе наиболее ярко проявляются выраженные черты характера (акцентуации), которые не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.
Подростки с явными акцентуациями характера тяжелее переносят психологические травмы, им сложнее устанавливать дружеские отношения, они легко усваивают негативное влияние среды, тяжело адаптируются в новых социальных условиях существования.
Исследование взаимосвязи акцентуаций и механизмов защитно-совладающего поведения у подростков несомненно является актуальным в наше время, ведь от формирования психологически здорового молодого поколения зависит будущее нашей страны, а подросткам всё труднее становится справляться с внутренними конфликтами, особенно в век технологий, когда ещё неокрепшая психика сталкивается с огромным количеством информации и стрессоров [8].
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. У истоков многообразных теорий, рассматривающих подростковый возраст, стояли такие зарубежные и отечественные ученые, как И.С. Кон, Ж. Пиаже, Ф. Райс, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.С. Лисецкий, А.Е. Личко, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова и многие другие.
Отечественные учёные, такие как: О. В. Кебриков, П. Б. Ганнушкин, В. В. Ковалев, А. Е. Личко и зарубежные: М. Трамэр, Э. Кречмер, К. Леонгард, изучая особенности акцентуаций характера, пришли к выводу, что они представляют собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В этой связи К. Леонгард, А. Личко осуществили попытку классифицировать акцентуированные личности. В данных классификациях много аналогичного.
В последние годы все большее число авторов обращается к изучению феномена психологической защиты как важного неосознаваемого механизма регуляции поведения и деятельности человека. Разработкой данной проблемы занимались отечественные и зарубежные психологи, такие как: P.M. Грановская,Ф.В. Бассин,R. Plutchik, Н. Kellerman, Н. Conte и др.
Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных (Д. Амирхан, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман) и отечественных авторов (Н.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский). В результате теоретических и экспериментальных исследований было выявлено, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющихся у него психологических резервов и личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы).
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет: акцентуации характера и механизмы защитно-совладающего поведения у детей подросткового возраста.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между акцентуациями характера и механизмами защитно-совладающего поведения у детей подросткового возраста.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи акцентуаций характера и механизмов защитно-совладающего поведения у подростков с целью определения методологической основы исследования.
2.Подобрать методики, валидные целям и задачам исследования.
3.Провести эмпирическое исследование.
4.Интерпретировать результаты эмпирического исследования.
5.Сделать выводы по результатам теоретического анализа литературы и эмпирического исследования.
Гипотезы:
1.Существует взаимосвязь между акцентуациями характера и механизмами защитно - совладающего поведения у подростков: выраженность акцентуаций, связанных с эмоциональной нестабильностью, способствует выбору таких защитных стратегий, как вытеснение или подавление и не способствует выбору рациональных защит.
2.У юношей сильнее выражена демонстративный, возбудимый и неуравновешенный типы акцентуации, тогда как у девушек преобладает эмотивный.
Нами были использованы следующие методы и методики: анализ и синтез научной литературы; психологическое тестирование; статистический пакет SPSS 17.0; характерологический опросник К.Леогарда; методика «Индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик); методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В.Бойко); опросник «Способы совладающего поведения» (А.А.Лазарус).
Методологической основой исследования является подход к исследованию акцентуаций характера К.Леогарда, А.Личко; подход к изучению психологических защит З.Фрейда; работы отечественных и зарубежных исследователей проблемы копинг-стратегий у подростков Л.Мэрфи, Р.Лазаруса.
Теоретическая значимость данной работы заключается в более полной разработке проблемы защитно-совладающего поведения у подростков, а также его связи с акцентуациями характера. Полученные данные могут способствовать разработке теоретических аспектов адаптации подростков в социуме и их отношений с окружающими.
Практическая значимость заключается в получении результатов, которые могут использоваться педагогами, психологами и социальными педагогами для повышения эффективности работы с подростками и применения своевременной и качественной психологической коррекции.
Работа состоит из: содержания, введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка научной литературы Список литературы насчитывает 50 источников, из них 3 на иностранном языке.
Заключение
Подростковый возраст – период становления личности, который является самым трудным и сложным из всех детских возрастов. На этом этапе наиболее ярко проявляются выраженные черты характера (акцентуации), которые не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.
Подростки с явными акцентуациями характера тяжелее переносят психологические травмы, им сложнее устанавливать дружеские отношения, они легко усваивают негативное влияние среды, тяжело адаптируются в новых социальных условиях существования.
Исследование взаимосвязи акцентуаций и механизмов защитно-совладающего поведения у подростков несомненно является актуальным в наше время, ведь от формирования психологически здорового молодого поколения зависит будущее нашей страны, а подросткам всё труднее становится справляться с внутренними конфликтами, особенно в век технологий, когда ещё неокрепшая психика сталкивается с огромным количеством информации и стрессоров.
Чтобы справиться с негативным влиянием среды, психика подростка прибегает к механизмам психологической защиты. При акцентуации данный тип характера становится чувствительным к определенным влияниям и формирует свой защитный механизм для стабилизации личности. И акцентуации и защитные механизмы – своеобразные «инструменты» приспособления.
Кроме защитных механизмов используются копинг-механизмы –это осознаваемые механизмы, направленные на коррекцию нашего представления о реальности и восстановление нарушенных отношений, тогда как защиты пытаются «увести» человека от объективной картины мира. Механизмы психологической защиты и копинг-механизмы взаимодополняют друг друга.
Акцентуация характера, согласно Карлу Леонгарду, это что-то промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности – это совсем не больные люди, это здоровые человеческие индивиды с некоторыми индивидуальными особенностями.
А.Е. Личко полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Среди отличий выделяется социальная дезадаптация. Сами акцентуации не являются главными причинами патологического формирования личности, однако могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.
При проведении эмпирического исследования в результате сравнительного анализа между девушками и юношами, было выявлено, что для юношей характерны следующие стратегии психологической защиты: бегство-избегание, дистанцирование, самоконтроль, планирование решения проблемы, в то время, как для девушек: бегство-избегание и дистанцирование. Юноши стараются обозначить свой авторитет, эмоциональную независимость.
При проведении корреляционного анализа было выявлено, что типы акцентуаций, связанные с высокой эмоциональностью, отрицательно коррелируют с интеллектуальными копинг-стратегиями, но при этом имеют положительную взаимосвязь с бессознательными защитными механизмами. Тревога способствует выбору стратегии избегания, а демонстративность можно рассматривать как компенсаторный механизм, снижающий агрессивность.
Исследование взаимосвязей в группах разного пола показало, что у юношей, как и в выборке в целом, высокая эмоциональность, чувствительность и эмоциональная нестабильность мешают выбору конструктивных и рациональных способов решения проблем и часто выражаются в виде агрессивных поступков. Демонстративность также связана с высокой агрессивностью.
Кроме того, в обеих группах эмоциональная нестабильность мешает подросткам посмотреть на проблему объективно и найти пути её решения. При этом девушки чаще склонны в трудных ситуациях обращаться за помощью к окружающим, тогда как юноши пытаются решить проблему сами. В то же время, у них выше агрессивные тенденции.
Таким образом, на основании нашего эмпирического исследования, частично подтвердили гипотезу о том, что у юношей сильнее выражены демонстративный, возбудимый и неуравновешенный типы акцентуации, тогда как у девушек преобладает эмотивный тип. Данная гипотеза была частично подтверждена, так как было обнаруженотолько что у юношей преобладают демонстративный и неуравновешенный типы.
Вероятно, это объясняется тем, что в подростковом возрасте у юношей «бушуют» эмоции, в результате чего они часто неуравновешены, эмоционально нестабильны. В то же время, они стремятся проявить себя, в результате чего у них сильно выражен демонстративный тип акцентуации. Интересно, что у девушек не оказался преобладающим эмотивный тип. Возможно, это объясняется тем, что выборка была недостаточно большой или же с тем, что девушки оказались не столь чувствительными и эмоциональными, как мы предположили вначале.
Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и механизмами защитно-совладающего поведения у подростков, подтвердилась. Выраженность акцентуаций, связанных с эмоциональной нестабильностью, способствует выбору таких защитных стратегий, как вытеснение или подавление и не способствует выбору рациональных защит. Вероятно, подростки часто не справляются с переизбытком эмоций, не могут совладать с ними и чаще вытесняют или подавляют их. Это мешает им конструктивно решать проблемы и конфликты.
КУПИТЬ РАБОТУ
СТОИМОСТЬ РАБОТЫ: 
 2500 руб.
- Введите нужную сумму и нажмите на кнопку "Перевести"
- После оплаты отправьте СКРИНШОТ ОПЛАТЫ и ССЫЛКУ НА РАБОТУ на почту Studgold@mail.ru
- После проверки платежа файл будет выслан на вашу почту в течение 24 ЧАСОВ.
- Если цена работы не указана или менее 100 руб., то цену необоходимо уточнить в службе поддержки и только потом оплачивать.
ПОДДЕРЖКА: 
Studgold@mail.ru
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ


Студворк — интернет-сервис помощи студентам